/services/hirurgiya/udalenie-zubov/alveolit/

Альвеолит после удаления зуба — причины, симптомы и лечение

Содержание

Альвеолит зуба - это воспалительный процесс, поражающий челюстную лунку после удаления зуба. В нее попадает инфекция, что происходит при нарушении целостности кровяного сгустка или его отсутствии. Если кровяной сгусток не образуется после удаления или сдвигается, обнажая рану, в нее неминуемо попадают бактерии и провоцируют воспалительный процесс.

• Когда используется: Воспаление лунки после удаления
  • Вид анестезии: Местная
  • Время процедуры: До 1 ч
  • После процедуры: Приём антибиотиков (определяет врач)
  • Период лечения: 3-4 посещения
    2 недели

Причины

Нарушение или вымывание кровяного сгустка возникает при полоскании ротовой полости после удаления зуба. Мнение пациентов о том, что, если применять полоскания антисептиками, рана заживет быстрее — ошибочно. С гораздо большей вероятностью они приводят к «сухой лунке» и проблемам с ней, чем к ускорению реабилитации после экстракции зуба. Допустимы только ротовые ванночки.

Кроме неправильных полосканий, причины возникновения альвеолита состоят из следующих факторов:

• Слабый иммунитет;
  • плохая сворачиваемость крови;
  • несоблюдение требований хирурга после операции;
  • попадание в рану остатков кости или частичек раскрошившегося зуба;
  • недостаточная обработка лунки (если остались кусочки корня, кистозная ткань, участки грануляций).
Быстро справиться с заболеванием можно при условии постановки диагноза на самых ранних этапах развития. Поэтому так важно обращать внимание на его признаки.

Симптомы альвеолита

Провести объективную диагностику заболевания можно на третий день после удаления. До этого небольшая отечность и болевые ощущения — норма. Если же симптомы усиливаются, у пациента есть повод заподозрить, что все идет не так, как надо, следует обратиться к врачу.

vospalenie-lunki.png

Признаки заболевания:

• Острая боль, нарастающая после еды.
  • Локация — на месте удаления с распространением вдоль челюсти.
  • Нередко боль отдает в тройничный нерв, затрудняя движения челюсти.
  • Головная боль, снижение работоспособности, ломота в мышцах и суставах. Это результат интоксикации, очаг которой — воспаленная рана.
  • Отечность мягких тканей.
  • Увеличение лимфоузлов.
  • Неприятный гнилостный запах.
  • Покраснение слизистой вокруг раны.
  • Повышение температуры тела до 38 градусов и более.
Проявление заболевания — полное или частичное отсутствие кровяного сгустка на месте удаленного зуба. Воспаление провоцирует общую интоксикацию организма и ухудшение самочувствия.

Заживление лунки удаленного зуба

Сразу после экстракции лунка зуба заполняется кровью, которая свертывается и через 2-3 минуты превращается в плотный сгусток. На протяжении первых двух дней пациент ощущает болезненность, но постепенно эти ощущения стихают. Примерно через неделю рана зарастает эпителиальной тканью, и сгусток самопроизвольно отпадает.

krovyanoi-sgustok.png

Этапы лечения альвеолита в стоматологии

1. Местное обезболивание.
  2. Очищение лунки от разлагающегося кровяного сгустка.
  3. Тщательный кюретаж — выскабливание некротических тканей (или остатков гранулематозной ткани, осколков зуба и других «причин», вызвавших воспаление).
  4. Обработка раны антисептическим составом.
  5. Введение в полость лунки тампона с лекарственным препаратом.

Параллельно с такой методикой врач может назначить физиотерапевтические процедуры. После лечения (кюретажа) заболевание проходит через 2-3 дня. Однако боль в области лунки ощущается на протяжении 2 недель, постепенно затухая.

Далее необходимо полоскать полость рта теплыми отварами на основе лекарственных трав, на время отказаться от употребления слишком горячей пищи и напитков, использовать зубную щетку с мягкой щетиной.

При обращении в ROOTT пациент получает качественную стоматологическую помощь, которая позволит ему быстро избавиться от симптомов альвеолита без развития осложнений.

Если после удаления зуба вы понимаете, что заживление происходит не так, как положено, ждем вас в клиниках МЦДИ на Пролетарской или Бутырской.

Классификация альвеолита

Представляя собой последствия некорректного заживления лунки удаленного зуба, альвеолит имеет несколько форм в зависимости от степени развития патологии.

Серозный

Это первая стадия заболевания, которая дает о себе знать на 2-3 день после экстракции. Серозная форма протекает с непрерывной болью, которая усиливается во время приема пищи. Других симптомов пока нет — самочувствие не ухудшается, лимфоузлы не увеличиваются.

Гнойный

Отсутствие лечения серозной формы альвеолита приводит к ее перетеканию в гнойную. Наблюдается через неделю после неудачного удаления зуба. Болевые ощущения на этой стадии усиливаются, иррадиируют в ушную или височную зону. Исследование области поражения с помощью стоматологического зонда вызывает сильную острую боль.

При осмотре врач видит:

• Налет внутри лунки грязно-серого цвета;
  • утолщение альвеолярного отростка;
  • сильное покраснение слизистой вокруг раны, отек.

Общее самочувствие на гнойной стадии заболевания ухудшается — повышается температура, увеличиваются лимфоузлы и становятся болезненными при пальпации. Пациент с гнойным альвеолитом не может есть и даже открывать рот.

Гипертрофический

Происходит затухание симптомов — снижение боли, нормализацию температуры тела, улучшение самочувствия.

При осмотре отчетливо видны грануляции — разрастания тканей. При касании выделяется гной, а участки слизистой, которые на гнойной стадии были сильно покрасневшими, теперь приобретают синюшный оттенок.

Осложнения

Альвеолит требует безотлагательного и адекватного лечения под наблюдением стоматолога. В противном случае воспаление лунки и альвеолы опускается ниже на челюстную кость и становится причиной остеомиелита. Серьезные осложнения после альвеолита:

• Периостит;
  • флегмона;
  • абсцесс;
  • заражение крови.

Все это — объективный повод обратиться в клинику и не практиковать народные методы, которые в данном случае бессильны.

Эксперт статьи
Омерэлли Эмир Рамизович Хирург-имплантолог, врач высшей категории